Запаска карман не тянет!

Купить запасное колесо, если ваше авто им не оснащено, не легко. Их просто нет в продаже. Существует несколько видов запасных колес. Рассмотрим поближе, что такое запаска и докатка, чем они различаются и что лучше.

Запаска

Запаска и докатка – описание

В русском языке существует фразеологизм «пятое колесо», которым обозначают что-то ненужное и явно лишнее. Это выражение появилось еще в доавтомобильную эпоху, когда запряженной лошадьми телеге пятое колесо и в самом деле было совершенно ненужным.

В наше время словосочетание «пятое колесо» употребляется не только в ироническом переносном смысле, но и в буквальном. Именно так нередко называют запасное колесо автомобиля. И лишним либо ненужным его уже никто не считает.

Что такое запаска

Запасные колеса появились практически сразу с появлением самих автомобилей. Первым автомобилям приходилось передвигаться по одним дорогам с конными экипажами, и потерянные гвозди от лошадиных подков можно было «поймать» на каждом шагу.  Поэтому прокол колеса был будничным делом, и никого не удивлял его ремонт прямо на дороге.

В наши дни запасное колесо входит в комплектацию любого автомобиля. Более того, во многих странах продавать автомобили без «запасок» запрещено регламентом безопасности, имеющим статус закона. Однако выбор типа колеса остается за производителем. Это может быть, как полноразмерное запасное колесо, так и докатка. Кроме того, роль «запасного колеса» может выполнять специальный гель для оперативного ремонта прокола. В случае, если автомобиль укомплектован шинами Runflat , запасное колесо не требуется, так как шины этого типа позволяют добраться до места ремонта даже в случае, если колесо спустило.

Внешний вид запаски
Полноразмерное запасное колесо ничем не отличается от штатных колес

Полноразмерное запасное колесо ничем не отличается от штатных колес. Более того, с 2014 года действует правило, предписывающее смену резины на запасном колесе по сезону. Недостаток полноразмерной запаски в том, что ее размещение, особенно, в случае, когда автомобиль штатно комплектуется колесами большого диаметра, требует много места. Кроме того, полноценное колесо обладает большим весом, и извлечь его из ниши под полом багажника под силу только мужчине.

Что такое докатка

Это облегченный вариант «запаски», небольшое колесо с диском, которого должно хватить, чтобы добраться до ближайшего шиномонтажа.

Докатка обычно более узкая и на несколько дюймов ниже основного колеса. Ее протектор рассчитан на 3-5 тысяч километров. Но, с другой стороны, из-за меньшего веса и объема можно взять с собой в дорогу несколько таких колес, особенно если вы отправляетесь далеко.

Следует помнить, что докатка производится под конкретную модель автомобиля. Расчет выполнен таким образом, чтобы разница в размерах основных колес и запаски не влияла на работоспособность машины. Понятно, что ехать на полной скорости вы не сможете, максимальная скорость езды на докатке — 80 км/час.

Использовать докатку нужно строго по назначению. Ездить на ней на постоянной основе губительно для вашей машины. Не покупайте докатку, если разница в диаметре с вашими штатными колесами превышает 3 дюйма.

Как выглядит докатка
Докатка обычно более узкая и на несколько дюймов ниже основного колеса

Чтобы снизить риски и благополучно добраться до ближайшего «пункта помощи» следует соблюдать определенные правила.

  • Докатку лучше не устанавливать на мост, который является ведущим.
  • В переднеприводных и полноприводных автомобилях временную запаску лучше крепить на заднюю ось, а на заднеприводных авто на переднюю.
  • На скользкой дороге следует ехать на небольшой скорости, так как докатка увеличивает тормозной путь. Особенно нужно быть осторожным на крутых поворотах.
  • Перед началом движения лучше всего отключить все электронные системы стабилизации.
  • Не используйте докатку продолжительное время, при первом же удобном случае поменяйте колесо. Не превышайте скорость в 60 км/ч.
  • Не тормозите резко, поворачивайте плавно.
  • Регулярно проверяйте давление в компактной запаске, при необходимости накачайте колесо.
  • Используйте временную запаску, предназначенную только для своей марки автомобиля.

Докатка, или запаска: что лучше

Спор относительно того, что лучше – докатка или полноразмерное запасное колесо – относится к категории бесконечных. Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако мы попробуем взвесить за и против каждого из вариантов, чтобы вы в любом случае чувствовали себя спокойно и без проблем добрались до ближайшего шиноионтажа.

Сравнение запаски и докатки

Автовладельцы «старой закалки» неукоснительно следуют правилу – ни метра за пределы гаража или стоянки без полноразмерного запасного колеса. Несколько десятков лет назад, когда шиномонтажи не были распространены повсеместно, отсутствие запаски могло стать большой проблемой. Практика установки облегченной версии запасного колеса (докатки) появилась относительно недавно и сразу завоевала популярность благодаря экономии места в багажном отделении.

Как это часто бывает, когда дело касается принципиальных новшеств, дискуссии относительно их безопасности и практичности не утихают. Между тем в паре «докатка vs запаска» каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Докатка

«Малая форма» вызывает много споров и дискуссий. Такой прототип запаски не способен заменить полноценное колесо, но спасти в чрезвычайной ситуации сможет.

Главным полюсом принято считать небольшие размеры и вес. Но это далеко не весь список достоинств докатки. Она намного дешевле стандартных колёс, при езде не создаёт больших нагрузок, что способствует экономии топлива. Установить её на автомобиль проще простого, такой монтаж по силам каждому.

Докатки

Среди недостатков: ухудшение управляемости, увеличение тормозного пути, хрупкость конструкции. Езда с ней негативно сказывается на работе автомобиля. Но к каждой модели есть чёткие указания, касающиеся дистанции и скорости езды (она ограничивается 60 км/час).

Запаска

Плюсы полноценного запасного колеса

  • Полноценное запасное колесо позволяет не терять ездовые качества автомобиля в случае замены из-за прокола;
  • Грязное пробитое колесо отлично займёт место запаски, не потеснив при этом ни пассажиров, ни груз;
  • Ходимость комплекта колёс с полноценной запаской примерно на 25% больше, чем у других комплектов;
  • На запасном колесе можно спокойно ездить вплоть до плановой замены шин.

Следует признать и минусы полноразмерного колеса, такие как: нагрузка на багажник, относительно высокая цена, а также трудоемкая установка.

Что же все таки лучше: итог

Некоторые автолюбители – особенно те, кому нечасто приходится выезжать за пределы городской черты, — отказываются от запасного колеса вовсе. Этот шаг связан с наибольшим риском, ведь в случае прокола колеса придется тратиться на эвакуатор, или пожертвовать поврежденной шиной, передвигаясь на колесе без давления. В наших дорожных условиях, несмотря на технологии, лучшим вариантом все же остается полноразмерная запаска, которая позволит добраться с любой скоростью до шиномонтажа. Главное, иметь хоть какие-то навыки обращения с домкратом и баллонным ключом – а этот навык у многих современных водителей встречается все реже.

Поделиться с друзьями
Алексей

Истинный ценитель и любитель покопаться в механическом нутре очередного автомобиля. Родился, вырос, жил, любил, водил машины.

В возрасте 12-и лет впервые сел за руль старенькой, отцовской ласточки и все, пропал. Так началась долгая и взаимная любовь человека и машины, которая вынудила поступить на кафедру автомобилестроения в бауманке, которую с отличием и закончил.

Затем было все, и Рим, и Крым, и медные трубы. Мехвойска, Афган, Чечня и ремонт уже не отцовской нивы, а БТР-80.

Ныне живу и работаю В городе-герое Москва, на заводе им. И. Ф. Крузенштерна, а в свободное время занимаюсь аналитикой автомобильного производства и написанием статей на смежные тематики. Передаю опыт молодым, так сказать.

Оцените автора
Добавить комментарий