Всё, что вы хотели знать о шипованной резине

Современные производители предлагают целый ряд зимних шин. Основными из них являются шипованная резина, фрикционная «липучка» и «всесезонка». Всесезонные покрышки универсальны, но при низкой температуре теряют свои свойства. Фрикционная резина больше подходит для мягкой европейской зимы, а также свободных от снега и наледи и дорог. В противном случае достоинства превращаются в недостатки. Шипованные шины же – отличный вариант для заснеженных дорог, рассмотрим подробнее их особенности.

шипованные шины
Шипованная резина – это автомобильная покрышка, протектор которой оснащается специальными шипами, изготовленными из твердых металлических сплавов

Шипованные шины – описание

Шипованная резина – это автомобильная покрышка, протектор которой оснащается специальными шипами, изготовленными из твердых металлических сплавов. Главной особенностью данной резины является то, что производится она из иного, чем обычные зимние покрышки, материала – более твердого, устойчивого к прогибу. На поверхности такой шины присутствуют особые шашки с углублениями или без них, в которые и устанавливаются шипы.

Твердые шипы повышают безопасность автомобиля на обледеневшей дороге – при движении авто они входят в лед и препятствуют проскальзыванию колес. Автомобиль становится не только более устойчивым, но и более «послушным» на такой дороге.

Простые испытания, в ходе которых производилось сравнение шипованной и нешипованной резины, показали, что тормозной путь авто, оснащенного шипами, на льду короче почти на 15 метров. Такой тип покрышек получил широкое распространение в Европе примерно в середине прошлого века. У нас в стране шипованные шины появились немного позднее – ближе к концу XX столетия. Именно тогда шиномонтажные мастерские стали предлагать новую услугу – оснащение покрышек шипами. Стоит сказать, что и сегодня эта услуга пользуется некоторым спросом, правда, мастерских, предлагающих ее, становится все меньше. Дело в том, что установка шипов в современные шины сегодня в основном производится в заводских условиях, и технология данной операции отработана до мелочей.

Если же вы купили шины «под шипы», но без вмонтированных элементов, то устанавливать их надо сразу же. Иначе при эксплуатации покрышек на дороге углубления, предназначенные для монтажа оснащения, забьются грязью. Это не только негативно повлияет на долговечность и характеристики самой резины, но и сделает ее практически непригодной для монтажа шипов.

История

Самые первые в истории зимние шины появились в начале шестидесятых годов. По сути, это были обыкновенные летние шины, к которым были прикреплены шипы. Именно шипы делали шины «зимними», обеспечивая автомобилю лучшую проходимость на льду и снегу, и более-менее достаточные характеристики поперечного и продольного сопротивления уводу. Однако на мокром и сухом асфальте такие шины вели себя более чем нехорошо, да и резиновые смеси не оптимизировались под низкие зимние температуры.

Старый тип шипованной резины
Развитие индустрии зимних шин началось с разработки специальной резины для холодного времени года

Развитие индустрии зимних шин началось с разработки специальной резины для холодного времени года. Использование таких резиновых смесей при изготовлении протектора позволило улучшить характеристики зимних шин. Вместе с тем оптимизировалась высота шипов, и в итоге к началу семидесятых годов конструкция и внешний вид шипованной резины окончательно определились. В это же время начались исследования такого явления, как аквапланирование, которые привели к тому, что в 1975 году шипованные шины были официально запрещены в большинстве стран центральной Европы. Проблема была в том, что шипы оставляли на асфальте углубления, в которых скапливалась вода, увеличивая риск аквапланирования. На севере же, в скандинавских странах, где в зимнее время снег на дороге не чередуется с голым асфальтом, развитие индустрии шипованных шин продолжилось. Именно здесь появились легендарные шипованные шины Nokian, ставшие лучшими по признанию многих автомобилистов.

Теплой центральной Европе пришлось пойти по другому пути – шипы запрещены, а летняя резина не подходит для использования в холодное время. Значит, нужно создать нешипованную резину, которая сможет хорошо проявить себя зимой. Идей было множество – и шины с эффектом щетки, в протектор которых вертикально вставлены кусочки проволоки, и шины-присоски с маленькими отверстиями в зоне контакта. Однако прорывом стало изобретение резиновых смесей, в которые была добавлена кремниевая кислота – силика. В 1982 году на рынке появились первые зимние шины с конструкцией, близкой к современной. Это были шины от Michelin, в которых впервые были использованы ламели. Сегодня виды и типоразмеры зимних шин так же многочисленны, как физиономические типы растений, и каждый может выбрать именно то, что ему нужно.

Виды шипов

Современное производство автомобильных покрышек преследует две основные цели: технологичность и безопасность. Конструктивные особенности заключаются в разновидности ошиповки. Самые простые шипы имеют цилиндрическую форму, твердый сердечник и обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью. Фланцевые шипы оснащены поперечными закраинами (чаще всего, двумя или тремя), за что получили прозвище «ёлочка». Такие шипы надежно крепятся в резине. Дальнейшее развитие технологий позволило разработать облегченные и «плавающие» шипы, призванные сделать поездку не только безопасной, но и комфортной.

Два вида шипов для шин
Самые простые шипы имеют цилиндрическую форму, твердый сердечник и обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью

Эти шипы снискали любовь автолюбителей, прежде всего, в странах с суровым климатом. Они «вгрызаются» в снег и лед, обеспечивают надежное сцепление с дорожным покрытием и значительно уменьшают тормозной путь. Вместе с тем, эти покрышки требуют к себе особого внимания.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • обеспечение высокой проходимости. Шины с металлическими шипами противоскольжения необходимы в первую очередь автомобилистам из регионов, где зимой проходят сильные снегопады. Такие покрышки обеспечивают высокую проходимость даже в условиях заносов;
  • надежность. Благодаря шипам на протекторе такие покрышки образуют хорошее сцепление с заснеженной или обледенелой дорогой. Данные шины обеспечивают более легкую управляемость, чем нешипованные, у них меньше тормозной путь.

Недостатки:

  • неустойчивость к износу. При движении по очищенной дороге шипы быстро истираются, поэтому для городских улиц шипованные шины могут не подойти. При движении по снегу покрышки с истертыми шипами становятся менее управляемыми, чем обычные нешипованные;
  • низкая управляемость на асфальте. На чистой дороге шипы увеличивают тормозной путь автомобиля, снижают его управляемость. Движение становится некомфортным из-за шума.

Советы по использованию

Качественная шипованная резина будет долго защищать машину от скольжения на обледеневших дорогах, если автомобилисту известны некоторые секреты ее использования.

Шипованную резину не стоит устанавливать только на ведущую ось или заднюю пару колес в целях экономии. Шипы на передней паре колес будут вызывать снос задней части автомобиля, что чревато возникновением ДТП. Если шипованная резина «надета» на заднюю пару колес, то могут возникнуть проблемы с торможением из-за значительного увеличения тормозного пути.

В первое время после установки шипованной резины, использование автомобиля должно быть аккуратным. Эксперты не рекомендуют автомобилисту превышать скорость 70 км/час или выполнять опасные маневры – пока шины не обкатаются, маневры на высокой скорости могут стать причиной ДТП.

Долговечность шипованной резины зависит от ее правильной эксплуатации и давления в резине. Несмотря на то, что шипованную резину рекомендуют для сложных обледеневших дорог, на «замороженных» участках пути не стоит резко тормозить – это может стать причиной столкновения с автомобилями, которые едут сзади.

Использования зимней шипованной резины на чистом асфальте является не только нецелесообразным, но и опасным – шипы могут испортить дорожное покрытие или заставить машину скользить на нем.

Поделиться с друзьями
Алексей

Истинный ценитель и любитель покопаться в механическом нутре очередного автомобиля. Родился, вырос, жил, любил, водил машины.

В возрасте 12-и лет впервые сел за руль старенькой, отцовской ласточки и все, пропал. Так началась долгая и взаимная любовь человека и машины, которая вынудила поступить на кафедру автомобилестроения в бауманке, которую с отличием и закончил.

Затем было все, и Рим, и Крым, и медные трубы. Мехвойска, Афган, Чечня и ремонт уже не отцовской нивы, а БТР-80.

Ныне живу и работаю В городе-герое Москва, на заводе им. И. Ф. Крузенштерна, а в свободное время занимаюсь аналитикой автомобильного производства и написанием статей на смежные тематики. Передаю опыт молодым, так сказать.

Оцените автора
Добавить комментарий